Поисковые ресурсы: охота на разведчиков Не исключено, что кто-то будет искать что-то похожее на вашу программу с помощью поисковых ресурсов. Значит, надо сделать так, чтобы пользователь нашел именно ваш сайт, ваш продукт — либо при предметном поиске (например, «керамическая плитка»), либо при поиске по названию («Knauf»).
Поисковые ресурсы делятся на: - поисковые системы, - каталоги, - метапоисковые системы. Поисковая система регулярно просматривает доступное ей Web-пространство и индексирует страницы, помещая информацию в свою базу данных. Пользователь через веб-интерфейс вводит строку поиска, и система выбирает из базы данных наиболее релевантные (соответствующие запросу) ресурсы. Каталог хранит в структурированном виде информацию об огромном количестве Web-cайтов. Соответственно, поиск проводится не по содержимому сайтов, а по их описанию в каталоге. Метапоисковая система передает запросы на несколько поисковых систем и из полученных результатов формирует единый список релевантных ресурсов. Все поисковые ресурсы имеют свои достоинства и недостатки, которые надо учитывать при продвижении своего сайта. В любом случае первое, что надо сделать, — это зарегистрировать свой сайт во всех популярных каталогах и поисковых системах. К счастью, популярных поисковых систем в России всего три: «Яндекс», «Рамблер» и «Апорт» (из международных систем с русскоязычными сайтами неплохо работает, например, Google), и регистрация в них отнимет всего 15 минут. Регистрацию можно провести вручную, поочередно обойдя все поисковые ресурсы. Английскую версию сайта следует регистрировать в международных поисковых ресурсах, русскую — в российских и наиболее известных международных. Механизмы регистрации в каталогах и поисковых системах имеют свои различия. Регистрация в каталогах производится вручную. Вы заполняете заявку, передаете ее модератору каталога, и он принимает решение о включении вашего сайта в каталог. Здесь для успеха надо, во-первых, чтобы сайт был готов к работе, иначе модератор откажет в регистрации, во-вторых, надо максимально точно описать тематику сайта с помощью ключевых слов, чтобы сайт попал в наиболее подходящий раздел. Для эффективной регистрации в поисковых системах необходимо иметь в виду следующее: - Слова на индексируемой странице имеют разный вес, а наибольший — присваивается словам в заголовке. - Обязательно протестируйте, на каком месте оказывается в поисковой системе ваш ресурс при различных запросах. - Если с главной страницы сайта можно попасть на любую другую, то не обязательно регистрировать все страницы, достаточно главной. Использование фреймов, скриптов и прочих усложняющих код сайта средств препятствует индексации. -Модные флэш-заставки на стартовой странице блокируют работу поисковых роботов, которые не могут войти в сайт. Поскольку поисковые системы для многих сайтов являются главным каналом привлечения новых пользователей, на это не следует жалеть ни времени, ни сил. Если еще и не жалко денег, то можно обратиться к фирмам или частнопрактикующим интернетчикам, специализирующимся на разгонке вашего сайта относительно требуемых поисковых фраз. В принципе, если речь не идет о борьбе за «суперфразы» вроде «отдых в Турции», то в первую десятку можно выйти, заплатив за услуги «разгонщика» от 50 до 100 долларов (правда, учтите, что предыдущим клиентам они помогали теми же средствами). Попав в «шорт-лист», не стоит обольщаться: через какое-то время вы можете быть выкинутым оттуда. Поэтому контролировать свое положение приходится регулярно. К слову, для борьбы за место под солнцем нелишне запастись и таким важным инструментом как программы, определяющие позиции вашего сайта относительно поисковых фраз в поисковых системах. Здесь можно порекомендовать такую программу, как RankMeter (www.searchutilities.com). Итак, регистрация в поисковых системах — задача, кажущаяся легкой только на первый взгляд. На самом деле она требует большого опыта и понимания тонкости работы поисковых систем. Контролировать свою позицию относительно поисковых фраз надо не только непосредственно после регистрации, но и регулярно впоследствии. Ибо борьба по многим ключевым фразам (относящимся, естественно, к продаже реальных товаров и услуг) идет непрерывно и напоминает детскую игру «хозяин горы». Оптимизацией сайтов под поисковые запросы только в России занимаются несколько сотен профессионалов, у которых есть даже своя ежегодная конференция. Причем для «разгонки» могут использоваться и не совсем честные способы, о которых можно написать отдельную статью. Поэтому добиться появления в «десятке» по горячим ключевым словам практически невозможно, и здесь, возможно, придется действовать методом грубой силы: за деньги. То есть контекстной рекламой, о чем поговорим дальше. Контекстная реклама: высокоточное оружие «Учитесь: две ракеты — две цели», — говаривал адмирал из «Особенностей национальной рыбалки». Фраза точно отражает суть контекстной рекламы, находящейся на стыке рекламы баннерной и поисковой. В этом случае, например, поисковый сайт, кроме ответов, выдаваемых машиной на поисковый запрос, еще и показывает соответствующий баннер (или текстовый блок), который может оказаться полезным посетителю. Например, ищет человек что-то по слову «билеты самолет» — а ему рядом показывают бросающийся в глаза блок с указанием конкретной фирмы, занимающейся продажей авиабилетов. Безусловно, вероятность того, что реклама окажется полезной этому конкретному посетителю, будет существенно больше, чем если предлагать ту же услугу всем подряд. Итак, контекстная реклама предполагает подмешивание оплаченных ссылок на сайты в результаты, выдаваемые поисковыми системами. Рекламодатели при заключении контракта указывают, на какие ключевые слова или словосочетания должно «выбрасываться» их объявление (например, «тур в Грецию», «установка двери» и т. д.). Естественно, ради юридической корректности оплаченные ссылки отделяются от бесплатных. На российском рынке массовой контекстной рекламой занимаются две компании: «Бегун» (www.begun.ru) и «Яндекс» (www.yandex.ru). «Бегун» является универсальной системой и показывает оплаченные ссылки на нескольких десятках поисковых и тематических ресурсов (разумеется, кроме «Яндекса»). «Яндекс» показывает контекстную рекламу только на своем портале. Важными особенностями «настоящей» контекстной рекламы (пионером здесь была американская компания Overture) являются две: оплата по переходам и принцип аукциона между рекламодателями. Причем до недавнего времени эти принципы были реализованы только у «Бегуна», «Яндекс» взимал плату за показы. Сейчас в рамках сервиса «Яндекс.Директ» существуют как чисто контекстная реклама (с оплатой за переход), так и показы баннера под пятым результатом поиска. С оплатой по переходу все понятно: в отличие от баннерной рекламы вы платите не за показ, а за реальный переход («клик») на ваш сайт. Принцип аукциона означает, что если на одно ключевое слово претендуют несколько рекламодателей, показываться будут ссылки только трех участников, предложивших максимальную ставку за один переход. За некоторые из слов разворачиваются настоящие баталии. Если базовая ставка в «Бегуне» составляет 5 центов за один переход (у «Яндекса» 10 центов), то по наиболее ценным словам ставки могут доходить до 1–15 долларов (только чтобы зашел на ваш сайт!). Напомним, что за 5 долларов можно купить 1000 показов баннера. Цены говорят сами за себя — контекстная реклама во многих случаях очень эффективна. Кажется соблазнительной возможность поместить в текст ссылки свой телефон, чтобы клиент воспользовался рекламой, не делая перехода (то есть «для вас бесплатно»), однако это запрещено. Содержание ссылок в контекстной рекламе контролируется. Итак, для небольшого бизнеса интернет-реклама может дать хорошую подпитку в клиентах и заказах. Она недорога, и, что важно, некоторые ее виды позволяют избирательно воздействовать на аудиторию. Однако прежде чем ею воспользоваться, не помешает создать хотя бы небольшой план рекламной кампании и определить, сколько денег вы можете сможете выделить разово или ежемесячно. Причем кампанию не стоит привязывать просто к показу баннеров в некоей сети, тем более что может оказаться дешевле договориться с конкретным сайтом. Нелишне посоветоваться с профессионалами или с коллегами, которые уже имеют опыт, почитать тематические ресурсы в Интернете. Возможно, полезными окажутся и услуги агентств интернет-рекламы. Агентства помогут спланировать кампанию, оценить ее эффективность, добиться скидок. Впрочем, с рекламным бюджетом менее 1000 долларов лучше обходиться своими силами, выбрав один-два метода рекламы.
Мифы интернет-рекламы«Интернет-реклама — бесплатная или почти бесплатная». Это не совсем так, точнее сказать, «бесплатная интернет-реклама почти бесполезна». Чтобы добиться цели, необходимо понести расходы — нанять опытного «разгонщика» сайта, заказать легальную почтовую рассылку, закупить и сфокусировать баннерные показы, оплатить ссылки в поисковой системе и, наконец, просто нанять на работу человека, который будет заниматься только интернет-рекламой бизнеса. «Интернет-реклама — это баннеры (или обмен бесплатными баннерами)». Баннерная реклама — самый первый и массовый способ продвижения информации о своем бизнесе в Интернете. Однако в последние пять лет интерес к баннерной рекламе постоянно падает из-за ее все меньшей эффективности: баннеры показывается не там и не когда нужно, пользователи не смотрят на баннеры (некоторые еще и ставят специальные блокирующие программы), часто сами баннеры ведут себя как уличные мошенники. Поэтому хотя платная баннерная реклама и может принести плоды, стоит присмотреться к более сфокусированным методам: оптимизация под поисковые запросы, контекстная реклама. «Интернет-реклама — это спам». О спаме и о том, как это плохо, пишут много, однако от этого его меньше не становится. Все равно повторим: спам (массовая рассылка рекламы адресатам, не заказывавшим ее) — это плохо. В том числе и потому, что вредит репутации фирмы. Интересно, что многие бизнесмены, заказывая рекламу в Интернете через агентства, просто не интересуются тем, как их товары и услуги будут рекламироваться. Им обещают, что за 100 долларов их сайт (телефон) будет просто завален потоком страждущих клиентов. Обычно так и происходит (иначе никто бы не пользовался этими услугами). Однако, кроме ваших 100 долларов, другие заплатят еще 1000 долларов, чтобы получить непрошеное письмо и с негодованием удалить его, потратив рабочее время. Результаты работы контекстной рекламы практически неотличимы от ответа поисковой машины. Они притягивают больше внимания, потому пользуются спросом. За посетителя фирмы готовы платить по 20 центов. Первое, что надо сделать для «раскрутки», — это зарегистрировать свой сайт во всех популярных каталогах и поисковых системах. Без этого трудно двигаться дальше по пути освоения маркетинга в Интернете. |
Автор: Сергей Баричев Опубликовано "Бизнес-журнал" №4 2004 года.
|